ШЛЮПКА ЯЛ-6: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

на основе материалов книги «Шлюпка (устройство и управление)» / Л.Н. Иванов, И.И. Хомяков, Н.П. Вдовиченко, И.А. Загарин (М.: Воениздат, 1971)

                                                                                                                        Что такое шлюпка?

 

 Шлюпки — беспалубные плавсредства, способные передвигаться по воде с помощью весел, паруса или подвесного мотора. В зависимости от размеров, конструкции корпуса, парусного вооружения и весел, а также количества гребцов, шлюпки делятся на барказы, катера, вельботы, ялы, тузики и спасательные шлюпки.

Ялы — легкие шлюпки с вальковыми веслами, имеющие кормовой срез — транец. По количеству весел ялы разделяются на шести-, четырех- и двухвесельные. Поэтому их называют соответственно «шестерка» (ЯЛ-6), «четверка» (ЯЛ-4) и «двойка» (ЯЛ-2). Шестерки и четверки — гребно-парусные шлюпки, иногда они снабжаются подвесными моторами; двойки — гребные. Все шлюпки имеют кормовой срез — транец, и вальковые весла (на каждой банке сидят по два гребца).

 

                                                                                                                             Назначение шлюпок

                                                              Шлюпки имеют многоцелевое назначение. С их помощью на флоте решаются следующие задачи:

  • сообщение с берегом и другими кораблями;
  • помывка или покраска борта;
  • промерные, водолазные и другие работы на воде;
  • завоз швартовов, становых и вспомогательных якорей;
  • транспортировка различных грузов;
  • оказание помощи терпящим бедствие судам;
  • подрыв плавающих мин;
  • своз десанта;
  • доставка разведывательных групп;
  • спасение личного состава в случае гибели корабля.

Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах вырабатывает ловкость, настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает смелость, наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку.

 

                                                                                                                            Нормы эксплуатации

                                            Для шестивесельных ялов в районах закрытых рейдов и гаваней определены следующие нормы вместимости:

  • при ветре силой до 5 баллов и движении на веслах13 человек,
  • при движении под парусами8 человек,
  • при движении под мотором7 человек,
  • при ветре силой до 3 баллов под мотором — не более 13 человек.

Эксплуатация яла под мотором при ветре свыше 5 баллов запрещается.

Предельная нагрузка шлюпок при перевозках компактных и малоемких грузов определяется из расчета 80 кг груза вместо одного гребца (пассажира). На шестивесельных ялах разрешается перевозить не более 2,5 т жидких и сыпучих грузов (вода, песок).

При ветре более 5 баллов и зыби, а также при перевозках на открытых рейдах и в море, приводимые нормы снижаются сообразно обстановке. Ответственность за соблюдение норм эксплуатации несет старший из присутствующих на шлюпке офицеров, а при отсутствии офицеров — старшина шлюпки.

 

                                                                           Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Длина наибольшая 6,1 м
Ширина наибольшая 1,85 м
Высота на миделе (от киля до планширя) 0,91 м
Вес со снабжением и запасом 910 кг
Полное водоизмещение 1,92 т
Площадь парусов 20,4 кв.м.
Осадка при полном водоизмещении 0,5 м
Пассажировместимость на вёслах 13 чел.
Пассажировместимость под парусами 8 чел.
Мореходность (волнение) 4 балла
Мореходность (ветер) 5 баллов

 

                                                                                                                            Устройство (общий вид)

На рисунке показан общий вид деревянной шлюпки ЯЛ-6. Для того, чтобы увеличить это изображение (также как и любой другой рисунок на этом сайте), нужно щелкнуть по нему мышкой.

Увеличить

Набор шлюпки и его крепление: 1 — киль; 2 — форштевень; 3 — кноп; 4 — ахтерштевень; 5 — стальная кница; 6 — транцевая доска (транец); 7 — привальный брус; 8 — брештук; 9 — подлегарс; 10 — шпангоуты.

Съемные детали 11 — руль; 12 — кормовой решетчатый люк; 13 — носовой решетчатый люк; 14 — рыбина; 15 — заспинная доска; 16 — пиллерс (стойка); 17 — кильсон; 18 — носовой цепной подъем; 19 — кормовой цепной подъем; 20 — пробка для спуска воды (шлюпка с правого борта корабля).

Детали корпуса и дельные вещи: 21 — обшивка; 22 — планширь; 23 — буртик; 24 — ширстречный пояс (ширстрек); 25 — шпунтовый пояс; 26 — баковая банка; 27 — мачтовая банка; 28 — средняя банка; 29 — загребная банка; 30 — кормовое сиденье; 31 — сиденье для рулевого (кормовая кница); 32 — степс фонарной стойки; 33 — планка фонарной стойки; 34 — носовой рым для фалиня; 35 — галсовый гак; 36 — прижимная гайка и шайба кильсона; 37 — степс для мачты; 38 — башмак пиллерса; 39 — упор (упорка) для ног; 40 — флюгарка; 41 — направляющая планка для заспинной доски; 42 — обвязка транцевой доски; 43 — металлическая кница; 44 — чака под металлическую кницу; 45 междубаночная чака; 46 — деревянная прокладка под стальную кницу; 47 — мачтовая наметка; 48 — нагель; 49 — вант-путенс; 50 — утка для кливер-шкота; 51 — утка для фока-шкота; 52 — фасонный обушок; 53 — подуключина; 54 — петля руля с оковкой; 55 — перо руля; 56 — головка руля; 57 — отверстие для сорлиня; 58 — стержень для навески руля; кормовой рым для фалиня.

 

                                                                                                                                       Деталировка

                                                                         На следующем рисунке показаны детали набора и дельные вещи шлюпки ЯЛ-6.

Увеличить

Деталировка: 1 — киль; 2 — резен-киль; 3 — шпунт; 5 — килевая полоса (оковка, подкильная полоса); 6 — фал-стем; 7 — кноп (носовая кница); 8 — ахтерштевень; 9 — транцевая доска (транец); 10 — кормовая металлическая кница; 11 — деревянная прокладка под кницу; 12 — болты крепления; 13 — кильсон; 14 — степс мачты; 15 — степс фонарной стойки; 16 — башмак пиллерса; 17 — застёжка башмака пиллерса; 18 — пиллерс; 19 — рым носового цепного подъёма; 20 — носовой цепной подъём; 21 — скоба цепного подъёма; 22 — обух цепного подъёма; 23 — болт крепления кильсона; 24 — кильсонная шайба; 25 — кильсонная гайка; 26 — кормовой цепной подъём; 27 — обойма носового цепного подъёма; 28 — обойма кормового цепного подъёма; 29 — планка с гнездом для фонарной стойки; 30 — носовой решётчатый люк; 31 — галсовый гак; 32 — рыбина; 33 — упор (упорка) для ног; 34 — вынимающаяся передняя часть кормового решётчатого люка; 35 — кормовой решётчатый люк; 36 — упор (упорка) для ног; 37 — баковая банка; 38 — ширстрек (верхний пояс обшивки); 39 — шпангоут; 40 — привальный брус; 41 — планширь; 42 — буртик; 43 — подлегарс; 44 — мачтовая банка; 45 — междубаночная чака; металлическая кница; 46 — нагель; 48 — планка с гнездом для нагеля; 49 — планки мачтовой намётки; 50 — мачтовая намётка; 51 — подуключина; 52 — уключина; 53 — обушок для штерта; 54 — штерт для уключины; 55 — вант-путенс; 56 — тросовый талреп; 57 — коуш ванты; 58 — ванта; 59 — спускная пробка; 60 — гнездо для спускной пробки; 61 — кожаная прокладка; 62 — заспинная доска; 63 — направляющая планка; 64 — фасонный обушок для фока-шкота; 65 — сиденье для рулевого (кормовая кница); 66 — обвязка транцевой доски; 67 — рым для кормового фалиня; 68 — кормовой фалинь; 69 — кормовое сиденье; 70 — обойма флагштока; 71 — степс флагштока; 72 — шлюпочный гвоздь с шайбой; 73 — фигурный брус.

 

                                                                                                                                       Покраска шлюпок

                                                                                   Военно-морские шлюпки окрашиваются следующим образом:

  • снаружи и внутри до подлегарсов включительно — в шаровый цвет;
  • выше подлегарсов до привального бруса — в белый цвет;
  • ширстречный пояс — под цвет отличительного борта корабля: зеленый для шлюпок правого борта и красный для шлюпок левого борта;
  • привальные брусья, планшири, буртики, банки, заспинная доска и рангоут покрываются два раза олифой или масляно-смоляным лаком.

                                                                                                                                          Снабжение  ЯЛ-6  здесь!

 

Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz