ШЛЮПКА
ЯЛ-6: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
на основе материалов книги
«Шлюпка
(устройство и управление)»
/ Л.Н. Иванов, И.И. Хомяков, Н.П. Вдовиченко,
И.А. Загарин (М.: Воениздат, 1971)
Что такое шлюпка?
Шлюпки — беспалубные плавсредства,
способные передвигаться по воде с помощью весел, паруса или
подвесного мотора. В зависимости от размеров, конструкции
корпуса, парусного вооружения и весел, а также количества
гребцов, шлюпки делятся на барказы, катера, вельботы, ялы,
тузики и спасательные шлюпки.
Ялы — легкие
шлюпки с вальковыми веслами, имеющие кормовой срез — транец. По
количеству весел ялы разделяются на шести-, четырех- и
двухвесельные. Поэтому их называют соответственно «шестерка»
(ЯЛ-6), «четверка» (ЯЛ-4) и «двойка» (ЯЛ-2). Шестерки и четверки
— гребно-парусные шлюпки, иногда они снабжаются подвесными
моторами; двойки — гребные. Все шлюпки имеют кормовой срез —
транец, и вальковые весла (на каждой банке сидят по два гребца).
|
Назначение шлюпок
Шлюпки имеют многоцелевое назначение. С их
помощью на флоте решаются следующие задачи:
- сообщение с берегом и другими кораблями;
- помывка или покраска борта;
- промерные, водолазные и другие работы на
воде;
- завоз швартовов, становых и
вспомогательных якорей;
- транспортировка различных грузов;
- оказание помощи терпящим бедствие судам;
- подрыв плавающих мин;
- своз десанта;
- доставка разведывательных групп;
- спасение личного состава в случае гибели
корабля.
Шлюпка является прекрасным
средством физического воспитания. Хождение на веслах
вырабатывает ловкость, настойчивость и выносливость. Управление
шлюпкой под парусами развивает смелость, наблюдательность,
глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует
формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку.
|
Нормы эксплуатации
Для шестивесельных
ялов в районах закрытых рейдов и гаваней определены следующие
нормы вместимости:
- при ветре силой до
5 баллов и движении на веслах — 13 человек,
- при движении под
парусами — 8 человек,
- при движении под
мотором — 7 человек,
- при ветре силой до
3 баллов под мотором — не более 13 человек.
Эксплуатация
яла под мотором при ветре свыше 5 баллов запрещается.
Предельная
нагрузка шлюпок при перевозках компактных и малоемких грузов
определяется из расчета 80 кг груза вместо одного гребца
(пассажира). На шестивесельных ялах разрешается перевозить не
более 2,5 т жидких и сыпучих грузов (вода, песок).
При ветре
более 5 баллов и зыби, а также при перевозках на открытых рейдах
и в море, приводимые нормы снижаются сообразно обстановке.
Ответственность за соблюдение норм эксплуатации несет старший из
присутствующих на шлюпке офицеров, а при отсутствии офицеров —
старшина шлюпки.
|
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Длина наибольшая |
6,1 м |
Ширина наибольшая |
1,85 м |
Высота на миделе (от киля до
планширя) |
0,91 м |
Вес со снабжением и запасом |
910 кг |
Полное водоизмещение |
1,92 т |
Площадь парусов |
20,4 кв.м. |
Осадка при полном водоизмещении |
0,5 м |
Пассажировместимость на вёслах |
13 чел. |
Пассажировместимость под парусами |
8 чел. |
Мореходность (волнение) |
4 балла |
Мореходность (ветер) |
5 баллов |
|
Устройство (общий вид)
На рисунке
показан общий вид деревянной шлюпки ЯЛ-6. Для того, чтобы
увеличить это изображение (также как и любой другой рисунок на
этом сайте), нужно щелкнуть по нему мышкой.
Набор
шлюпки и его крепление: 1 — киль; 2 — форштевень; 3 — кноп;
4 — ахтерштевень; 5 — стальная кница; 6 — транцевая доска
(транец); 7 — привальный брус; 8 — брештук; 9 — подлегарс; 10 —
шпангоуты.
Съемные
детали 11 — руль; 12 — кормовой решетчатый люк; 13 — носовой
решетчатый люк; 14 — рыбина; 15 — заспинная доска; 16 — пиллерс
(стойка); 17 — кильсон; 18 — носовой цепной подъем; 19 —
кормовой цепной подъем; 20 — пробка для спуска воды (шлюпка с
правого борта корабля).
Детали
корпуса и дельные вещи: 21 — обшивка; 22 — планширь; 23 —
буртик; 24 — ширстречный пояс (ширстрек); 25 — шпунтовый пояс;
26 — баковая банка; 27 — мачтовая банка; 28 — средняя банка; 29
— загребная банка; 30 — кормовое сиденье; 31 — сиденье для
рулевого (кормовая кница); 32 — степс фонарной стойки; 33 —
планка фонарной стойки; 34 — носовой рым для фалиня; 35 —
галсовый гак; 36 — прижимная гайка и шайба кильсона; 37 — степс
для мачты; 38 — башмак пиллерса; 39 — упор (упорка) для ног; 40
— флюгарка; 41 — направляющая планка для заспинной доски; 42 —
обвязка транцевой доски; 43 — металлическая кница; 44 — чака под
металлическую кницу; 45 междубаночная чака; 46 — деревянная
прокладка под стальную кницу; 47 — мачтовая наметка; 48 —
нагель; 49 — вант-путенс; 50 — утка для кливер-шкота; 51 — утка
для фока-шкота; 52 — фасонный обушок; 53 — подуключина; 54 —
петля руля с оковкой; 55 — перо руля; 56 — головка руля; 57 —
отверстие для сорлиня; 58 — стержень для навески руля; кормовой
рым для фалиня.
|
Деталировка
На следующем рисунке показаны детали набора и
дельные вещи шлюпки ЯЛ-6.
Деталировка:
1 — киль; 2 — резен-киль; 3 — шпунт; 5 — килевая полоса (оковка,
подкильная полоса); 6 — фал-стем; 7 — кноп (носовая кница); 8 —
ахтерштевень; 9 — транцевая доска (транец); 10 — кормовая
металлическая кница; 11 — деревянная прокладка под кницу; 12 —
болты крепления; 13 — кильсон; 14 — степс мачты; 15 — степс
фонарной стойки; 16 — башмак пиллерса; 17 — застёжка башмака
пиллерса; 18 — пиллерс; 19 — рым носового цепного подъёма; 20 —
носовой цепной подъём; 21 — скоба цепного подъёма; 22 — обух
цепного подъёма; 23 — болт крепления кильсона; 24 — кильсонная
шайба; 25 — кильсонная гайка; 26 — кормовой цепной подъём; 27 —
обойма носового цепного подъёма; 28 — обойма кормового цепного
подъёма; 29 — планка с гнездом для фонарной стойки; 30 — носовой
решётчатый люк; 31 — галсовый гак; 32 — рыбина; 33 — упор (упорка)
для ног; 34 — вынимающаяся передняя часть кормового решётчатого
люка; 35 — кормовой решётчатый люк; 36 — упор (упорка) для ног;
37 — баковая банка; 38 — ширстрек (верхний пояс обшивки); 39 —
шпангоут; 40 — привальный брус; 41 — планширь; 42 — буртик; 43 —
подлегарс; 44 — мачтовая банка; 45 — междубаночная чака;
металлическая кница; 46 — нагель; 48 — планка с гнездом для
нагеля; 49 — планки мачтовой намётки; 50 — мачтовая намётка; 51
— подуключина; 52 — уключина; 53 — обушок для штерта; 54 — штерт
для уключины; 55 — вант-путенс; 56 — тросовый талреп; 57 — коуш
ванты; 58 — ванта; 59 — спускная пробка; 60 — гнездо для
спускной пробки; 61 — кожаная прокладка; 62 — заспинная доска;
63 — направляющая планка; 64 — фасонный обушок для фока-шкота;
65 — сиденье для рулевого (кормовая кница); 66 — обвязка
транцевой доски; 67 — рым для кормового фалиня; 68 — кормовой
фалинь; 69 — кормовое сиденье; 70 — обойма флагштока; 71 — степс
флагштока; 72 — шлюпочный гвоздь с шайбой; 73 — фигурный брус.
|
Покраска шлюпок
Военно-морские шлюпки
окрашиваются следующим образом:
- снаружи и внутри до
подлегарсов включительно — в шаровый цвет;
- выше подлегарсов до
привального бруса — в белый цвет;
- ширстречный пояс — под
цвет отличительного борта корабля: зеленый для шлюпок
правого борта и красный для шлюпок левого борта;
- привальные брусья,
планшири, буртики, банки, заспинная доска и рангоут
покрываются два раза олифой или масляно-смоляным лаком.
|
Снабжение
ЯЛ-6 здесь!
|