Перечень
В
комплект шлюпки входят предметы снабжения, необходимые для ее
нормальной эксплуатации. На рисунке: 1 — флажки семафорные и
ответный вымпел в чехле; 2 — киса; 3 — кормовой флаг в чехле; 4
— мат шпигованный; 5 — нож со свайкой; 6 — прямой румпель; 7 —
изогнутый румпель; 8 — шлюпочный компас; 9 — отпорный крюк
длинный со штертом; 10 — отпорный крюк короткий со штертом; 11 —
вёсла; 12 — уключина со штертом; 13 — воронка; 14 — сорлинь с
кнопом для руля; 15 — кранец мягкий; 16 — спасательный жилет; 17
— штормовое платье; 18 — носовой фалинь; 19 — кормовой фалинь;
20 — рангуот с парусом в чехле; 21 — якорный канат (дректов) в
бухте; 22 — адмиралтейский якорь (дрек) со складным штоком; 23 —
топор со штертом; 24 — свайка; 25 — фонарь аккумуляторный; 26 —
гоночный номер; 27 — лейка; 28 — парусиновый чехол со шлюпочной
сигнальной книгой; 29 — трёхцветный фонарь; 30 — остропленный
анкер на ростр-блоке; 31 — парусиновое ведро; 32 — нагель; 33 —
фонарная стойка с кронштейном.
|
Описание
Весло
— вальковое. Изготовляется из ясеня, бука или сосны (последнее
клееное). Части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть. Для
защиты от намокания и растрескивания весло покрыто олифой. Место
упора весла в уключине обшито кожей. Конец лопасти имеет
латунную оковку. Длина весла — 3,9 м. Шесть основных и
два запасных весла укладываются на банки по бортам лопастями на
нос. На рисунке: 1 — рукоять; 2 — валёк; 3 — кожа; 4 — веретено;
5 — лопасть; 6 — оковка. |
Уключина — металлическая развилка для
упора весел при гребле. Шесть уключин вставляются в отверстия на
подуключинах и крепятся штертами к подлегарсам или шпангоутам.
Одна уключина хранится как запасная. Штерты к уключинам и другим
предметам снабжения изготовляются из бельного троса окружностью
18 мм. |
Отпорный крюк
служит для задержки шлюпки при швартовке и отталкивания при
отходе. Части отпорного крюка: металлический крюк, деревянный
шток и его утолщение — клот. Шток изготовляется из дуба. Размеры
его таковы, что при падении в воду крюк не тонет. На шлюпке два
крюка: один длиной 2,5 м, другой 1,5 м. Длинный крюк через
каждые 25 см окрашен в черный и белый цвет и может
использоваться для измерения глубины. Короткий не окрашивается.
Хранятся крюки у бортов на веслах (длинный — слева, короткий —
справа), а после отхода шлюпки от борта корабля кладутся на
рангоут (короткий — крюком в нос, длинный — крюком в корму).
|
Нагель — металлический стержень с
рукояткой. На шестивесельном яле два нагеля: один служит для
крепления наметки, другой — фала. Вставляются в отверстия
мачтовой банки. Штерты нагелей прихватываются к пиллерсу банки.
|
Якорь
(дрек) служит для удерживания шлюпки на месте. Имеет две лапы,
веретено, укладывающийся шток и скобу. Хранится в сложенном виде
(шток прикладывается к веретену и прихватывается двумя штертами)
между мачтовой и носовой банками и прихватывается двумя штертами
к кильсону. Вес якоря 20 кг. |
Якорный
канат (дректов) изготовляется из пенькового смоленого троса
окружностью 50 мм. Хранится свернутым в бухту под носовым
решетчатым люком. Чтобы бухта не распускалась, ее в четырех
местах связывают штертами. Длина якорного каната 60 м.
|
Анкерок
— дубовый бочонок емкостью 25 л, предназначенный для хранения
пресной воды. К пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке
ковшик. Два анкерка (каждый на четыре человека) устанавливаются
в диаметральной плоскости шлюпки на специальных подставках —
анкер-блоках — и крепятся к рыбинам штертами.
При авариях анкерки могут
использоваться как спасательные средства. На этот случай их
нужно остропить — взять два линя и втугую обтянуть по
окружности, срастить концы каждого, а затем оба линя скрепить
между собой двумя поперечными стропками, за которые можно
держаться, находясь в воде.
Воронка
используется для наполнения анкерков водой. |
Парусиновое ведро и лейка
служат для удаления воды из шлюпки. Ведро хранится под носовым
решетчатым люком, две лейки — под кормовым сиденьем.
|
Мат шпигованый
размером 300х500 мм изготовляется из пеньки и манильского троса.
Служит для вытирания ног. Два мата укладываются в шлюпке: один —
в носу на рыбине, другой — в корме на люке. |
Топор
предназначен для ремонта корпуса и предметов снабжения шлюпки.
Хранится под носовым решетчатым люком и прихватывается штертом к
подлегарсу. |
Кранец мягкий
служит для предохранения борта от повреждения при швартовке.
Диаметр кранца — 125 мм. Четыре кранца (по два на борт) хранятся
на рыбинах в районе уток. |
Фалинь — конец бельного растительного
троса окружностью 50 мм. Носовой фалинь, ввязываемый в рым
форштевня (12 м), хранится на носовом решетчатом люке; кормовой
фалинь, ввязываемый в рым ахтерштевня (8 м), хранится на
кормовом сиденье в свернутом виде. |
Фонарь трехцветный
имеет в середине корпуса белое стекло, слева — красное, справа —
зеленое. Источником света служит керосиновая или масляная лампа.
Фонарь белый — аккумуляторный. Оба фонаря служат для обеспечения
безопасности плавания шлюпки в темное время суток. Трехцветный
фонарь надевается двумя скобками на кронштейн специальной
фонарной стойки, устанавливаемой в носу шлюпки. Хранятся фонари
в специальном ящике под загребной банкой. Фонарная стойка
хранится на банках с левого борта. |
Военно-морской флаг изготовляется из
специальной шерстяной ткани (флагтуха), флагшток — из дерева.
При движении под парусом флаг, свернутый вокруг флагштока,
помещается в парусиновый чехол и укладывается на весла с правого
борта. При движении на веслах флагшток с укрепленным на нем
флагом вставляется в обойму на транце и в гнездо на кормовом
сиденье шлюпки. |
Гоночный номер
— фанерная доска размером 40 на 40 см на деревянном штоке длиной
130 см. На черном фоне доски с обеих сторон накрашен белой
краской номер шлюпки. Этот номер соответствует номеру на парусе.
При движении шлюпки на веслах гоночный номер вставляется в
отверстие для фонарной стойки. |
Румпель — рычаг для перекладки руля.
При управлении шлюпкой на веслах используется изогнутый румпель,
при управлении под парусами — прямой. Оба румпеля хранятся между
заспинной и транцевой досками и штертами прихватываются к
пиллерсу деревянной кницы. |
Пробка (ввертывающаяся) закрывает
отверстие в днище шлюпки. Цепочкой пробка крепится к кильсону.
|
Киса
— парусиновый мешок, в котором хранятся мотки ниток и линя,
игла, куски парусины, такелажный нож и свайка, необходимые для
работы с тросами. В кисе хранятся также запасная уключина,
воронка, ответный вымпел и семафорные флажки. Киса крепится к
рыму кормового цепного подъема. |
Шлюпочный чехол
изготовлен из специальной парусины, скроен по обводам шлюпки и
имеет в носовой и кормовой части разрезы, а по бортам — пришитые
куски парусины (ушки). Вдоль кромок разрезов и на ушках пробиты
отверстия — люверсы, в которые с одного борта заделываются
штерты. Чтобы чехол не провисал и в нем не скапливалась вода,
между форштевнем и ахтерштевнем натягивают леер с талрепом,
который крепится в носу за галсовый гак, а в корме — за фасонный
обушок. Чехол кладется на леер и с помощью штертов обтягивается
и крепится к шлюпке. При спуске шлюпки на воду шлюпочный чехол
аккуратно свертывается и оставляется на корабле (берегу).
|
Рангоутный чехол сшит из той же
парусины. Хранится он вместе с парусом на банках в диаметральной
плоскости шлюпки, а при постановке парусов — на кормовом
решетчатом люке. |
Компас шлюпочный
необходим для удержания шлюпки на курсе при движении в тумане,
ночью или вне видимости берегов. Хранится под загребной банкой в
специальном ящике. |
Ответный вымпел представляет собой
усеченный красный флаг с белым кружком, посредине. Ткань —
флагтух, шток — деревянный. Вместе с двумя красными семафорными
флажками служит для сигналопроизводства. Порядок пользования
изложен в Шлюпочной сигнальной книге. |
Шлюпочная сигнальная книга
используется при переговорах шлюпки с кораблями, постами
наблюдения и связи и другими шлюпками, а также является пособием
по управлению шлюпкой в различных условиях. Хранится в
парусиновом чехле с лямкой. |
Комплект
дождевого платья состоит из куртки, брюк и головного убора.
Дождевое платье аккуратно свертывается и подвешивается на
штертах под банками в тех местах, где сидят гребцы (по комплекту
на каждого). Для этого снизу в банки ввернуты специальные
обушки. |
Спасательный пояс
изготовлен из двух слоев парусины и пенопласта (или крошеной
пробки). Может быть заменен спасательным жилетом. Количество
соответствует численности команды. Хранится по бортам шлюпки под
банками. |
Морские карты (в пеналах),
прокладочный инструмент, средства радиосвязи, продовольствие и
другие необходимые предметы берутся на шлюпку в случае
необходимости. |
Размещение
На рисунке показано типовое
расположение предметов шлюпочного снабжения: 1 — мачта; 2 —
паруса с рейком в чехле; 3 — якорь (дрек); 4 — руль; 5 — ящик
для компаса; 6 — анкерок; 7 — ведро парусиновое; 8 — фонарь
трёхцветный; 9 — фонарь переносной аккумуляторный; 10 — весло
вальковое; 11 — крюк отпорный длиной 2,5 м; 12 — крюк отпорный
длиной 1,5 м; 13 — лейка; 14 — киса; 15 — топор; 16 — воронка;
17 — кранец мягкий; 18 — мат шпигованный; 19 — флагшток с
флагом; 20 — якорный канат (дректов).
|